Местечко Семежево

Семежево на карте БеларусиПервое ныне известное упоминание о Семежево относится к 1582 году. Владельцем земель был род Олельковичей, а территория относилась к Великому Княжеству Литовскому в составе Речи Посполитой. С этого же момента населенный пункт имеет статус местечка – еще не город, но уже и не деревня.

Семежево находится на острове между реками Морочь и Мажа (возможно, и название произошло от последней), в 40км от Слуцка, в 30км от Копыля и в 140км от Минска. В документах говорится о том, что местечко было заселено привезенными из других регионов людьми. За это переселение им были дарованы особые льготы. В частности, позже, в составе Российской Империи, Семежево было свободно от барщины.

Видимо, этот факт привел к некоторой изоляции жителей поселения от соседей – до самой революции 1917 года Семежевцы старались не бракосочетаться с людьми из соседних деревень, это считалось непрестижным. Новые фамилии в Семежево начали появляться только в период коллективизации, что делает очень удобными генеалогические исследования.

В 1622 году Семежево перешло во владение рода Сапег, во второй половине 17 века – к Полубинским, и наконец, в 1685 — к Радзивиллам, которым принадлежало до 1917 года.

Любопытно, что в 1622 году некоторые современные улицы носили другие названия. Так улица Мостовая называлась Пристанной (пол. «Przystanska», видимо, мост через реку Морочь еще построили), улица Новая называлась Савсулёвской, а также была не сохранившаяся до наших дней улица «на Церквище» (пол. «na Cerkwisczu») из 7 домов.

Кстати, в середине 19 века в местечке также фигурировали не сохранившиеся до нашего времени названия улиц — Леоновская и Валентиновская (см. инвентарь 1846 года, НИАБ 694/2/8642). Где они были расположены и что с ними стало позже — неизвестно.

После раздела Речи Посполитой в 1793 Семежево перешло в состав Российской Империи, позже – в состав БССР, и после 1991 года – в состав Республики Беларусь.

Река МорочьВ конце 20 века Семежево было объединено с несколькими соседними поселениями, а в 2006 году приобрело статус агрогородка.

Вот небольшая статистика по размерам поселения:

  • По инвентарю 1622 года, в Семежево было 193 дома.
  • По инвентарю 1730 года — 253 дома.
  • По инвентарю 1777 года — 244 дома.
  • По данным ревизской сказки 1811 года – 269 домов, 464 мужчины.
  • По данным ревизской сказки 1858 года – около 220 домов, 623 мужчины, 707 женщин.
  • По данным сельсовета 2014 года – около 700 заселенных домов (и еще 300 пустующих), 1200 жителей (правда, эти данные включают и присоединенные деревни, например, Подмажье, и несколько других).

Старая часть нового кладбища в СемежевоДо конца 19 века население почти не росло: очень большая смертность из-за болезней, что видно из метрических книг. Вот, к примеру, выписки формулировок причин смерти за 1830ые годы: по нарождению, чрез перемерзление, з натуральной болезни, з вырода, з болезни бруха, умер наглою смертию, з кадучной болезни (из/от кадушия), с головной болезни, с колика, с диерии, с кашля, от перуна, с опуха, с оспы, от дифтерии, от горячки, от чехотки, от кашля, с одра, с гнилой горячки, с желудка, утонул, от болезни грудь, с оспы, с детинца, от шкарлатины, от нутронной болезни, от поноса, от вреда, от колтуна, от неизвестной болезни, по старости.

Медицина еще не была развита, крестьян никак не лечили, а свирепствовавшие эпидемии выкашивали не только самый подверженных – новорожденных детей, но и целые семьи.

Пик населения Семежево относится к послевоенному времени, с 1970х наблюдается спад (согласно тому, что я видел, анализируя домовые книги 1944-1990). Очень много молодых людей уезжает жить в близлежащие города, а в деревне остаются только старики (по крайней мере, такая ситуация на лицо при изучении семей Курпанов).

Современное Семежево

Въезд в СемежевоСемежево является родиной известного белорусского ученого Михаила Степановича Высоцкого, на протяжении 35 лет главного конструктора Минского автозавода. Его дом ныне открыт как музей.

Другим музеем, работающим в Семежево, является Музей ткачества – исконной специализации местных жителей. Помимо экспонатов в музее работает кружок для детей – их обучают мастерству на традиционных ткацких установках.

До 1930 годов в Семежево была православная церковь (до 1839 года – униатская), разобранная большевиками, а ныне местные являются прихожанами Киевичской церкви – находящейся в паре километров.

Работающий ткацкий станок из Музея ткачестваНыне в поселении есть магазин, торгующий как продуктами питания, так и хозяйственными товарами, и даже бытовой техникой; еще один продуктовый магазин; кафе; 11-летняя школа; дом культуры, регулярно проводящий праздники и дискотеки; отделение банка и здание сельсовета (к сельсовету прикреплены и некоторые соседние деревни). Недавно в Семежево был проведен газопровод.

Присутствуют памятник и братская могила воинов Великой Отечественной Войны, а также памятник движению за независимость Беларуси 1920х годов.

Бывший колхоз преобразован в акционерное общество и исправно функционирует. Вокруг Семежево – бескрайние возделываемые поля.

Памятник 400-летию СемежевоВ полях – множество дотов 1930х годов, так называемая Линия Сталина.

Новогодний обряд “Колядные Цари”, возникший в Семежево как минимум, 100 лет назад (официальные источники утверждают, что не менее 200 лет), занесен в список нематериального наследия ЮНЭСКО. На 13-14 января группа местных жителей одевается в специальные костюмы, обходит каждый дом, разыгрывая в нем стихотворное представление – ниже есть видео об этом обряде. Сейчас используется один текст и сюжет представления, хотя по словам Н.М.Варвашени, уроженца Семежево, в начале 20 века на каждой улице была своя версия праздника, с разными текстами и костюмами.

За свое путешествие, проехав на автомобиле мимо десятков белорусских деревень, а также обойдя соседнюю деревню “Червонная Дубрава”, я сделал вывод, что Семежево можно отнести к наиболее развитым современным сельским поселениям в Беларуси (в других поселениях нет такой инфраструктуры, как тут, да и постоянно живет существенно меньше людей).

Рекомендую обязательно ознакомиться со статьей Феликса Сцепуры – как я понял, именно этот текст является первоисточником большей части современных суждений о истории Семежево даже для самих жителей поселения.

 

Статьи о Семежево

Видеоматериалы о Семежево

  • Фильм о Семежево «Четыре столетия памяти», Беларусьфильм, 1985 год.
  • Семежевский обряд «Калядныя Цары», внесенный в список нематериального наследия ЮНЭСКО. Белорусский видеоцентр, 1997 год.
  • Передача из цикла «Новыя падарожжы дылетанта». ЗАО «Столичное телевидение», 2008 год.

Семежево на карте

Ресурсы в сети о Семежево


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *